воскресенье, 19 января 2014 г.

14. Потомкам на память (Философия рода)

Для чего нужно знать историю своего рода. Философия рода.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары.
Для чего мы изучаем историю своего рода? — Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется... Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя.


Вот главные задачи генеалогии:
1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер. 
2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести. 
3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе. 
4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах, в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит. 
5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства.

В подтверждение значимости познания ветви своего Рода русский философ о. Павел Флоренский, считавший генеалогию своеобразной педагогикой, писал, что «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего Рода: «Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего Рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное своё место в Роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою - как члена Рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимали этого и родовым самопознанием пренебрегали, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости».
Философ утверждал, что для каждой ветви Рода ставится «заданная ей историческая задача, которую члены Рода призваны решать».
Естественно, такое понимание задачи, как изучение своего Рода, по утверждению автора книги «Твоя родословная» В.С.Мартышина, в корне изменяет наше отношение к изучению своей родословной и делает это изучение инструментом самопознания, исключая из нашего труда праздный интерес, заставляя нас серьезно относиться к работе над составлением родословных.
Вот, для примера, какие задания предлагаются ребятам, изучающим свою родословную:
- Попробуй хотя бы обозначить историческое значение твоей ветви Рода, родовую идею.
- Какие задачи, по твоему мнению, стоят перед твоим родом сегодня?
- Попробуй проследить на протяжении четырёх-пяти поколений, в какой момент для твоих пращуров была получена «чрезвычайная возможность», чтобы ветвь твоего рода проявила себя.
- Удалось ли твоим предкам «напрячься» и выполнить свою историческую миссию? Или эта историческая честь выпала на твоё поколение?
Основная работа в изучении и составлении родословной обычно «ложится на плечи» старшего и младшего поколений, а среднее звено (работающее) принимает участие по силам души, так как старшее поколение уже менее привязано к соблазнам технократического мира, а младшее поколение ещё живёт законами естественного мира, мира Отца Единого.
Ниже, твоему вниманию, дорогой сородич, представлен перечень генеалогических понятий, где даны объяснения и определения, взятые из книги В.С.Мартышина «Твоя родословная», дабы, опираясь на них, ты мог серьёзно проанализировать результаты своих изысканий в области своей родословной.


Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякой ветви Рода. В каждое из определений важно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные идей, цели и задачи и, по мере прояснения, внести свои светлые образы, и своё осмысление себя, как члена Рода, как органа Единого Высшего целого.
Эти понятия дополняют ранее употребляемые генеалогические термины.

Начало рода. 
Каждая ветвь Рода имеет своё начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания её, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся её очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. 
Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и не передача её по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя. _____________________________

Идея рода.
Категория, отличающая данную ветвь рода от другой ветви. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа.
__________________________________________________________________________________

Всплеск рода. 
Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить, В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка. ____________________________________________________________________

Упадок рода. 
Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины. _____________________________________________________________

Ценность рода в отдельные периоды. 
Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова. ________________________________________________________________________

Расцвет рода. 
Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе. ___________________________________________________



Жизненно-историческое выражение идеи рода. 
Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества. ____________________________________________________________________________

Историческая задача рода. 
Судьба, путь (крест) рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему. _______________________________________________________________________________

Энтилехия рода. 
Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых). ______________________________________

Циклы родовой жизни. 
Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи. _______________________________________________________________________________

Роль циклов в проявлении родовой идеи. 
При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к её воплощению, при игнорировании этой идеи — удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей. _________________________________________________________________________________

Периоды развития рода по инерции. 
В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции. _________________________________________________________________________________

Жизненная энергия рода и ее проявления. 
Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи. ___________________________________________________________________________________

Преумножение жизненной энергии. 
Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы. __________________________________________________________________________________

Периоды рождения стойкого потомства. 
Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей. _____________________________________________________________


Ветви рода и проявление в них родовой идеи. 
Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых — поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача — не дискредитировать идею рода.
_________________________________________________________________________________

Условия роста родовой ветви. 
Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов. _________________________________________________________________________________

Появление новых родовых идей и новых исторических задач. 
Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне.
__________________________________________________________________________________

Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода. 
При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея находила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею. _________________________________________________________________________________

Закон роста рода. 
Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности усилий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике — лишь аккумулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случайно говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совершенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода. _________________________________________________________________________________

Возрасты рода. 
Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами которых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст — это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним-двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий. ___________________________________________________________________________________

Выражение свободы рода. 
Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества. 


Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода. 
Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он разрешил её. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несёт ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этой задачей (Богом своим). ___________________________________________________________________________

Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода. 
В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нём решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, но неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни.
Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная. ___________________________________________________________________________________

Узловые точки в жизни рода. 
Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода. ____________________________________________________________________________________

Источник жизни рода. 
Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода. ____________________________________________________________________________________

Использование предоставленной возможности реализовать идею рода. 
Каждому поколению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она может быть идентичной для представителей многих родов, для всего народа, то есть для целого поколения. Очень часто представители родов бывают к этому не готовы, и им следует проявить характер, преодолеть себя, подтянуться, чтобы выполнить эту задачу. В эти моменты возникает особая ответственность перед родом. Поколение, замкнувшееся в себе, часто упускает эту возможность и тогда как бы обрекает род на вымирание.
Для наших поколений, безусловно, наиважнейшей задачей является духовное воссоединение с родом, восстановление идеи существования рода в лоне Святой Руси. Эта задача на поверхности. Судьба распорядилась так, что именно на нас возложена эта ответственность. И здесь полное совпадение задач отдельных представителей, самого рода, Церкви как предстояния Христова, народа всея Руси и Человечества. ______________________________________________________



Жизнь рода как целого. 
Постоянное присутствие идеи рода в каждом отдельном поколении и их нацеленность на эту идею. Это чувство жизни прошлых поколений и ощущение взгляда на себе будущих. Это осознание себя звеном непрерывной цепи, но звеном особым, со своей идеей, которая является частицей общеродовой идеи. _______________________________________________

Ближайшая цель жизни рода. 
Предполагает сверку с генеральной идеей рода и корректировку направления развития данного поколения. Для каждого, кто ещё не нащупал такую идею, это и является ближайшей целью. __________________________________________________________________________________

Динамика развития рода. 
График, описание проявлений жизненной энергии рода в чередовании всплесков, периодов расцвета, упадка относительно реализации родовой идеи и задачи рода. Узловые точки рода. __________________________________________________________________________________

Строение и форма рода. 
Выявив содержание (в лице конкретных представителей) рода, закономерности развития родовой идеи в каждом поколении, соотношение жизни рода и отдельных представителей, определив ветви, циклы родовой жизни и множество других параметров, мы можем с вами говорить о строении и форме рода. Конечно, дать подобную характеристику без навыка тяжело, но вам помогут хорошо разработанное генеалогическое древо и изученная история рода. Вот как, например, воплощает эти параметры в описании собственного рода князь К.Н.Голицын:
«Взгляд легко обнаружит простоту «рисунка» родословной росписи, делающую его похожим на ствол дерева, лишенного ветвей, но имеющего пышную крону. В каждом из четырех поколений, предшествовавших поколению моего отца, только один представитель рода был его продолжателем. Ничем не примечательные сами по себе случайности рождений, смертей и браков, не давших мужского потомства, привели к существенному ограничению круга семейных отношений. У нас много однофамильцев (вернее — единородцев по двум другим линиям Голицыных), но мало дальних родственников. У всех нас — детей одного поколения — много двоюродных, но совсем нет троюродных братьев и сестер и лишь одна четвероюродная сестра... Из четырех сыновей прадеда Михаила Федоровича только мой дед Владимир Михайлович стал родоначальником многочисленного потомства...» ____________________________________

Родовое самопознание. 
Это постоянное изучение жизнедеятельности рода и его параметров: жизненной задачи, законов роста, формы и строения рода и т.д. — и соотнесение собственной деятельности с идеей рода. Собственно говоря, данный курс и направлен в первую очередь на родовое самопознание. __________________________________________________________________________________

Качественная полнота рода. 
Категория, выражающая отношения между родом и родичами, между идеей отдельного представителя рода и идеей рода. Под качественной полнотой рода понимается безусловный приоритет идей, задач рода перед родичами и отдельными поколениями. ____________________

Замкнутость поколения в пределах себя самого. 
Болезнь, характерная для нашего времени — беспамятность людей, болеющих ею, современный писатель назвал манкуртами, в русской фразеологии они называются «Иваны, не помнящие родства», «перекати-поле». Родительницей её являются гордыня и преувеличение собственных достоинств перед предками. Подобная болезнь может привести к смерти родовой идеи и самого рода, так как, возможно, этому представителю необходимо было приложить максимум сил для реализации этой идеи. А может быть, он просто воспротивился этой идее. ____________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий