Есть в некоторых сказках бабка, которая жила в лесной избушке "Бабка-Ёжка", то есть "колючая, как ёжик или по-другому строгая, придирчивая и ворчливая". В некоторых сказках она даёт путнику клубок для того, чтобы можно было дойти до домика её родственницы. Так вот этот клубок использовался немного не так многие думают, никакой мистики и волшебства в клубке не было. Для того, чтобы не заблудиться в лесу, конец нити пряжи привязывали к дереву, от которого видно было избушку бабушки и шли, разматывая этот клубок перед собой.
Получается как бы "идёшь за клубком". Его не бросали, а шли, держа перед собой.
Бабка сама не раз ходила так к своей сестре и знала сколько пряжи нужно до её дома, поэтому давала нужное количество клубков. Если бы путник заблудился и не пришёл к дому сестры, когда заканчивалась нить, то он мог либо смотать немного нить в клубок, идя назад и свернуть на другую тропинку, либо вовсе вернуться назад к Бабке-Ёжке. Клубок - это гарантия безопасного путешествия по лесу.
А фраза: "куда покатится - туда и иди" происходит из гаданий. Подбрасывали клубок и смотрели куда он катится. Такое же гадание, к примеру, при завязывания платком или повязкой глаз, раскручивания вокруг себя и в какой стороне остановился, то туда и шли. Или из лука стреляли, а потом искали свою стрелу. Вообщем, это так "посылали подальше" в древние времена, вместо грубых слов.
А эти игры с завязанными глазами происходили из других древних традиций. Они проводились с открытыми глазами. И стреляли не наугад, а туда, куда хотели. И к стреле привязывалась записка-оповещение с предложением к замужеству. Если стрела попадала точно во двор к получательнице, то значит сын стал отличным стрелком-профессионалом и может жениться. Быть в прошлом отличным стрелком, означало быть кормильцем в семье за счёт удачной охоты и защитником селения при нападении неприятеля.
Похожее есть и в сказках Древней Греции.
Этим же способом безопасного пути было прохождение Тесеем Кносского лабиринта на острове Крите с минотавром, к которому пускали провинившихся преступников. Ариадна дала клубок ниток Тесею, с помощью которых тот смог вернуться из запутанного лабиринта после победы над чудовищем.
Есть ещё одно нестандартное применение клубка и его нитей. Это создание особых узелков на нити во время рассказа длинных сказов. То есть это было узелковое письмо, узелковая письменность. Клубковые книги. Каждый вид узелка означал какое-то определённое событие. Этот узел рассматривался и вспоминалось событие, потом его рассказывали. Это как-бы напоминалки о ключевых событиях книг-сказов. Во время рассказа рассказчик делал узелки и показывал их слушащему, потом после сматывал этот "рассказ" в клубок. И слушащий, если хотел повторить рассказ сказочника уже без него, то разматывал клубок, вспоминал рассказ и сверялся с узелками.
Есть народная латышская песенка, в которой молодая жена, отправляясь в чужую волость, говорит, что берет с собой клубок песен...
Много песен я скопила
В яблоневом садике.
Как сложу, так и спою,
Про запас в клубок совью.
А пойду в семью чужую —
Все пропетое возьму:
Будет житься весело —
По одной распутаю...
(Перевод Ю. Абызова)
Никто не мог себе представить, как это песни можно свить в клубок. Но вот нам приносят клубок шерсти и говорят, что это письмо хозяина и хозяйки, что они приглашают через три недели соседа своего — хозяина и хозяйку, старшего сына и дочь — на крестины своего третьего сына. Такие древние письмена в виде клубков шерсти с узелками, стало быть, сохранились и по сие время, а когда-то при их помощи, возможно, передавались и врачебные приемы.
Узелковое письмо латышей
Узелковое письмо инков
В районе Кулдиги еще в тридцатых годах практиковала повивальная бабка Гренцене. Каждый раз, принимая роды, она завязывала узел на серой шерстяной нити, которую сматывала в клубок. Приглашали ее чаще, чем дипломированного акушера, и к семидесяти годам её «трудовая книжка» представляла, по словам очевидцев, клубок диаметром сантиметров десять-пятнадцать.
Клубки-календари.
Близки к подобным хроникам узелковые календари. На севере Курземского полуострова, в Западной Латвии, где живут родственные эстонцам ливы, в местечке Кошрагс, рассказывали, что у одной женщины был большой клубок красной шерстяной нити, на которой каждый день в году был помечен узлом, а праздничные дни — еще и отдельными нитями, прикрепленными к узлам. Этим годовым календарем с народными праздниками наверняка успешно пользовались.
Узелковое письмо существовало и в среде людей, которые уже имели удобную письменность. Но почему? Ответ легко найти в тех же поясах, рукавицах, ритуальных полотенцах, тоже наделенных символьной информацией, которую, конечно же, можно было бы выразить в обычной письменной форме. Однако этого не делали, не писала девушка парню письмо с признанием в любви, а дарила вышитую рукавицу с особым знаком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий